Менди (Mehndi) - модно, сексуально, загадочно... О чем это? Да все о том же - о хне. Точнее, об еще одном способе ее применения.
Нанесение на тело узоров хной - искусство, возникшее, в тени и прохладе гаремов, куда не проникал послеполуденный зной, в умиротворяющем плеске фонтанов и пряном аромате персидских роз. Хна была известна еще в Древнем Египте, где знатные дамы посвящали долгие часы умащиванию и крашению тела.
Хну для украшения тела стали использовать очень давно. При раскопках в египетских пирамидах обнаружили мумии с ногтями и волосами, выкрашенными хной. Предполагается, что эти находки относятся к 1200 г. до н. э. Некоторые ученые считают, что роспись тела хной, существует уже более 5000 лет. Изначально использование пасты из хны с ароматическими маслами могли позволить себе только люди из богатых и знатных семей. Однако прошло совсем немного времени, и их примеру последовали даже самые бедные слои общества. Причиной этому была общедоступность порошка хны. Египетские женщины покрывали узорами часть лица и подбородок, мужчины «носили» на висках изображения удода.
Традиция наносить рисунки на кисти и стопы с использованием хны с древних времен существовала в странах Ближнего Востока, Азии и Северной Африки, позже она стала распространяться в странах Европы и Америки.
В Европе хну знали мало; возможно, это было вызвано нестойкостью красящих свойств порошка, плохо переносящего многомесячную транспортировку, или тем, что церковь не одобряла плотских радостей и телесных украшений. Но в Индии и Средней Азии это искусство достигло настоящего рассвета; Здесь сформировалось множество местных традиций использования хны для окраски волос, ногтей, кожи, рисование сложных орнаментов растительного или абстрактного характера, которые так характерны для индийской и арабской культуры.
Стали намечаться различные тенденции, как в приготовлении красящего раствора, так и в самом рисунке. Существовало множество вариантов растительных, геометрических, сюжетных узоров. Жители Северной Африки, например, составляли изображение из разнообразных комбинаций линий, точек и крючков.
В Средней Азии и Индии были популярны сложные орнаменты растительного и абстрактного характера. Эта тенденция была очень характерна для индийской и арабской культуры. Индийские узоры были очень многообразны и напоминали кружева. Однако не одним только желанием украсить себя руководствовались носители рисунков из хны. Так же, как обычные тату, узоры из хны были призваны отгонять зло и привлекать все хорошее. Кроме того, хну использовали и древние врачеватели в качестве медицинского средства. Хна прекрасно дезинфицирует и помогает при лечении дерматологических и костных заболеваний, а также при головных болях.
В Индии узор из хны, прочно укрепившийся в культуре этого народа в XII в., до сих пор занимает важное место в свадебных обрядах. С древних времен рисунками из хны разрисовывали невесту накануне свадьбы. Опытные родственницы с помощью тонких деревянных или металлических палочек, вручную выводя замысловатые узоры на руках и ногах, посвящали ее в тайны брачных уз. Кстати, на ладонях и стопах краска сохраняется дольше всего, поскольку в этих местах кожа суше и тоньше. Традиционный рисунок настолько сложен и замысловат, что работать над ним приходилось несколько дней. Но чем изящнее получался рисунок, тем больше невеста была посвящена в тайны эротики. А от устойчивости татуировки зависела длительность праздника у новобрачной. По индийской традиции, до тех пор, пока держалась на теле новобрачной свадебная роспись, девушка освобождалась от всех повседневных хлопот и обязанностей.
Любопытно, что восходящее к древности течение в двадцатом веке профессионализировалось, и сегодня в сезон свадеб и национальных праздников салоны красоты на Востоке работают до поздней ночи. Мода на узоры из хны является особым предметом внимания восточных красавиц, а салон, где умелые рисовальщицы производят шедевры на запястьях и щиколотках, впервые посещают в 3-4-летнем возрасте. Краситель из хны, настоянный на смесях различных растений, очень устойчив. И после сезона свадеб долго цветут женские руки на улицах Востока…
Менди или роспись хной – это не только украшение, но и символ, и ритуальный обряд, и талисман. Повседневные рисунки просты и незамысловаты, но на торжества и праздники женщины покрывают свое тело причудливыми цветами, лепестками и дивными арабесками. Традиционно тело невесты покрывают затейливым рисунком из хны, а оставшийся порошок закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа. В Марокко беременные женщины покрывали щиколотки узорами, чтобы защитить дитя от сглаза. Разные народы по-своему пытались изменить цвет своего нательного рисунка. Жительницы Африки, чтобы усилить оттенок своего рисунка окуривали окрашиваемый участок тела дымом поленьев. Индианки брали за основу для красящей пасты раствор чая.
На хинди слово «хна» звучит как «менди». Для росписи применяют измельченные в порошок листья кустарника Lawsonia Inermis, который произрастает в местах с теплым и сухим климатом, преимущественно в Индии, Судане и Египте. Листья с верхних веток кустарника используют непосредственно для нанесения на тело, поскольку они обладают наиболее интенсивными красящими свойствами. Остальные листья измельчают не так мелко и используют для окрашивания волос.
В последнее время хна стала распространяться в странах Европы и Америки. Украшение тела с помощью рисунков, нанесенных хной, становится здесь все более популярным. Особенно актуален этот вид творчества на Западе в среде музыкантов, моделей, артистов и просто у всех, кто хочет выглядеть сексуально, модно, таинственно.
(Мастерская А.Ветрова.)